Тема дискуссии
Главный тренер сборной России Гус Хиддинк о развитии детского футбола в России

 

Глава 2. ПОДХОД К ИГРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 10 ЛЕТ

Многие тренеры, которым мы хотели бы подражать, стали популярнее своих игроков из-за своего поведения во время игры. Швырнуть стул на поле, бросить полотенце в воздух, ударить игрока, выходящего с поля – таковы эмоциональные проявления, которые ловит объектив телеоператора и, в конечном счете, аудитория.

Само собой разумеется – это не тот тип тренеров, к которому мы стремимся. Но Вы знаете, и я знаю… к сожалению, такие типы встречаются. Провоцируется ли игрок и его поведение прямо или косвенно поведением тренера? Да!

Представьте на минуту впечатление, которое мы производим на группу детей, пришедших заниматься футболом, и мы обрушиваемся на них массой «можно» и «нельзя» в зависимости от их поведения.

Да, нам нужен дух порядка на тренировках, поэтому установка приемлемого тона с самого начала – не плохая идея. Тем не менее, Вы лучше узнаете игроков и достигните нужного результата вполне приемлемым образом.

Дети любят футбол за то, что он дает им возможность бить по мячу. Используя это, за коротким объяснением следует дать возможность прикоснуться к мячу и поиграть. Дети получают удовольствие, а Вы достигаете требуемого.

Представление, что в Америке или Англии дети приходят в футбол с целью стать знаменитыми – ошибочно. Многие играют в футбол потому, что их туда привели МАМЫ, которые приняли это решение за детей.

Теперь, давайте рассмотрим несколько специфических особенностей:

1. Дети действительно хотят получать удовольствие от игры.

2. Удовольствие от игры они получают, прикасаясь к мячу.

3. Организуйте тренировки, которые при минимуме объяснений дают максимум возможностей прикоснуться к мячу.

4. Короткие по времени тренировки намного полезнее, чем долгие, растянутые. Тренировка подольше, совсем не значит лучше. Это может слишком быстро надоесть.

5. Игры маленькими командами (группами) лучшее средство времяпровождения.

6. Играйте маленькими группами с нечетным количеством игроков: трое против двоих, четверо против трех и т.д.

7. Делайте все как можно проще. Не вдавайтесь в тактику. Вы об этом не пожалеете. Дети еще не настолько созрели умственно, чтобы представить себе ситуацию и осуществить ее.

8. Подчеркивайте положительное. Обязательно остановите тренировку, чтобы объяснить трудные моменты. Без колебаний останавливайте тренировку, чтобы похвалить особенно хорошее исполнение ситуации в игре.

9. Старайтесь поучаствовать в тренировке сами. Поразвлекайтесь.

10. Создавайте ситуации, в которых дети должны, во что бы то ни стало, думать. Создавайте ситуацию, отойдите в сторону и наблюдайте. Пусть выберут, что им делать.

В игре главное – думать, и не пинать бездумно мяч, а отпасовать его, куда нужнее. Однако, одно дело – тренировка и совсем другое – игра. Здесь тоже главное – думать. Если Вы с этим согласны то, наверное, примете предпосылку, что футбол – это игра личностей, и наша тренировка должна дать личности как можно больше возможностей как играть, так и думать.

Как наставникам очень юных спортсменов, нам нет нужды переживать и напрягаться из-за поражения. У нас, в самом деле, есть возможность сделать кое-что для развития личности. Итак, наслаждайтесь чувством полной свободы.

Глава 3. ТЕХНИКА, НО НЕ МУШТРА.

В общем развитии футболиста, мы настоятельно делаем ударение на приобретение навыков или техники игры.

Дети в возрасте от 6 до 10 лет не могут рассматриваться как мини-профессионалы. Мы можем не дождаться, что они приобретут новые навыки тем путем, каким мы хотели бы. Учеба должна захватить и увлечь детей. Надо обратить большое внимание на их физиологические особенности и на то, что период устойчивого внимания у них очень короткий. Активные упражнения должны быть короткими, разнообразными, со множеством небольших передышек. На ранней ступени развития мы должны заняться улучшением основных двигательных навыков (бег, прыжки, повороты, перекаты и т.д.) Все эти движения являются составной частью футбола.

Наша задача – использовать все свое воображение для создания серии забавных и увлекательных упражнений, связанных с футболом. Чтобы удержать стойкий интерес Ваших воспитанников к игре, чтобы они приходили к Вам снова и снова, нужно использовать игровую обстановку во время тренировок. Подумайте об играх, которые нравились Вам в детстве. Чтобы добиться успеха с этой возрастной группой, Вы должны разбудить ребенка в себе.

Надеемся, Вы понимаете, что когда дети приходят играть в футбол, они приходят Играть в футбол. Они приходят не для того, чтобы - Слушать, - Смотреть, - Стоять в строю, - Заниматься тем, что связанно с малоподвижностью, заорганизованностью, или просто скучно.

Следующие игры и упражнения включают в себя веселые моменты, двигательную активность, направлены на координацию движений, развитие силы и решимости действовать, а значит на выработку умения играть в футбол.

ДРИБЛИНГ (ведение мяча) Игрокам следует показать, что ведение мяча требует использования всех частей стопы – внутренней, наружной, подъема, пятки, носка, - а затем поставить их в ситуации, в которых им разрешается экспериментировать, Не бойтесь обманных финтов в юном возрасте. Игроков нужно включать в дриблинговые упражнения, которые вынуждают их менять скорость, направление, а при ударе по мячу сохранять равновесие.

УПРАЖНЕНИЕ 1. У каждого игрока должен быть свой мяч. Площадка ограничена стойками (кеглями). Игра ведется внутри площадки сразу всеми игроками. Сначала они двигаются по площадке, ведя мяч, как им нравится. По команде тренера, игрок должен остановить мяч той частью тела, которую тренер выкрикивает (например - Колено! Подошва! Нос! Локоть!). Пусть они на нем посидят, покружатся или побегают вокруг него. Чем бестолковее, тем лучше!

УПРАЖНЕНИЕ 2. ТОП-ТАНЕЦ. По команде тренера (счет, хлопки, музыка) игроки чередуют касания мяча подошвой обеих ног попеременно, Когда они уловят ритм, следует приказ сделать поворот на 180 град. удерживая ногу на мяче.

УПРАЖНЕНИЕ 3. БЕГ ЗМЕЙКОЙ. Игроки ведут мяч, следуя за направляющим игроком, стараясь идти точно по следу. Меняйте ведущего игрока (все игроки – с мячами).

УПРАЖНЕНИЕ 4. ВЕДЕНИЕ МЯЧА С УСКОРЕНИЕМ. Медленное ведение – 10 метров. Спринт – 10 метров с ведением. Принять мяч на подъем и ударить, чтобы взлетел как можно выше. Повторить 5 раз.

УПРАЖНЕНИЕ 5. КРАБЫ. Площадка ограничена стойками. Половина игроков садиться на пол. Двигаться можно только животом кверху, опираясь на руки, ноги и спину. Их цель – выбить вяч с площадки. Ведущие подают мяч и, забрав выбитые мячи, возвращают их на площадку. Меняются ролями.

УПРАЖНЕНИЕ 6. КРАСНЫЙ СВЕТ-ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ. Игроки ведут мяч как и куда хочется в свободном пространстве. На команду тренера «Зеленый свет!» игроки начинают ведение мяча. На «Красный свет!» должны остановиться вместе с мячом. Меняйте интервал времени между приказами.

УПРАЖНЕНИЕ 7. КТО ЛИШНИЙ? (обмен мячами). Игроки ведут мяч в ограниченном стойками пространстве, пока тренер не скомандует «Меняемся!». В этот момент надо остановить свой мяч и постараться захватить мяч соседа. Чтобы это упражнение было более интересным, после каждой команды выбрасывайте по одному мячу. Таким образом, дети вынуждены все время быть начеку и двигаться быстрее.

УПРАЖНЕНИЕ 8. ИГРА В НОМЕРА. Игроки водятся на ограниченной стойками площадке, пока тренер не выкрикивает цифру (например - 2, 4, 5 и т.д.) При этой команде игроки бросают свой мяч и образуют группу из такого количества людей, какая названа цифра. Те, кто не организовался в группы, должны понести шуточное наказание (например – сделать зарядку).




Rambler's Top100