Тема дискуссии
Главный тренер сборной России Гус Хиддинк о развитии детского футбола в России

 

Нет родителей, которых не волновало бы здоровье детей. И нет детей, которые не хотели бы быть красивыми, сильными и ловкими. Как устроить, чтобы их желания пересеклись? Что делать, чтобы ребенок был физически крепок, вынослив, устойчив к стрессам и болезням?

Генетика – это еще не все.

Творческому человеку, равно как преуспевающему бизнесмену или политику, часто приходится работать по 10, 12 и даже по 18 часов в сутки. Напряженный темп жизни – не для болезненных людей. Кому нужен работник, который может простудиться на первом же сквозняке? Даже если он прочитает миллион книг и будет знать очень, очень много… Работа требует не только таланта, знаний, опыта, но и физической выносливости.

Регулярные физические нагрузки позволяют повысить устойчивость к заболеваниям, стать выносливым, снимать стресс и психологическое напряжение.
Здоровье прямо пропорционально уровню физической подготовки. А уровень физической подготовки ребенка – это результат его «физической культуры». Большинство наших сограждан почему-то забывают, что здоровье зависит не только от генетики, но и от каждодневной работы над ним. Причем работы осознанной. Даже если ребенок привыкнет подчиняться приказам сделать зарядку или прокатиться на лыжах, это не значит, что, став взрослым, он будет это обязательно делать. Культура не усваивается по приказу. Она выращивается, прививается одним людям от других. И родителям необходимо приложить немало сил, чтобы культура физическая стала важной составляющей общей культуры растущего рядом человека.

«Физра» или физическая культура?

Часто у детей возникают проблемы на школьных уроках физкультуры. «Не буду заниматься!» – заявляет ребенок. «Заставьте заниматься!» – требует учитель. «Успокойся, справку достанем!» – делают вывод сердобольные родители.
К сожалению, часто конфликты возникают из-за непрофессионализма педагога, и с этим родители не могут бороться. Но подделка документов, пренебрежение этим учебным предметом могут в дальнейшем привести к куда более серьезным проблемам.

Во-первых, школьник, поняв однажды, что справку можно «нарисовать», сделает это и во второй, и в третий раз, причем гарантии, что он так не станет обманывать и своих родителей, нет никакой.

Во-вторых, работать над своим телом после этого ребенок, скорее всего, перестанет вовсе. Такая «поддержка» родителей формирует у него представление о ненужности занятий физической культурой – ведь от математики в ситуации конфликта с учителем его никто не освободит.

Даже если ребенок занимается вне школы в спортивной секции, поддельная справка – не выход из положения. Дело в том, что чаще всего конфликты с учителем физкультуры возникают из-за психологических проблем, которые есть у ребенка.

Вот лишь некоторые из них: мальчик стесняется своего маленького роста (он не хочет все время стоять последним в шеренге); девочка стесняется своей фигуры; никто не хочет играть в одной команде с этим ребенком...

Список можно продолжать до бесконечности: через тело так часто ранят и душу…
Именно на уроках физкультуры детские взаимоотношения становятся более видимыми и очевидными. На всех других предметах школьного цикла дети осваивают только знания, за что и получают отметки. На физкультуре они показывают навыки своего тела, то есть самую уязвимую часть себя. И именно эти навыки оцениваются учителем. Если в классе нездоровая психологическая обстановка, над ребенком начинают посмеиваться или даже насмехаться. Это и заставляет его вести себя вызывающе, отказываться выполнять упражнения, грубить.

Именно эту, внутреннюю ситуацию, которая привела к конфликту, надо исправлять, а не внешние причины конфликта.

Заинтересовать или не разочаровать?

Привить ребенку основы физической культуры можно и не на уроках. Для начала стоит попробовать понять, является ли она частью (важной частью!) культуры родителей.

Часто они сетуют, что их ребенок не интересуется спортом, что они не могут уговорить его даже уроки физкультуры посещать, не то что покататься в выходной на лыжах или поплавать. Причину такого поведения сына или дочери следует поискать, прежде всего, в окружающих его людях. Нетрудно догадаться, что если в семье заниматься спортом не принято, если над атлетически сложенными людьми дома подшучивают: «Сила есть – ума не надо», – вряд ли ребенок прислушается к совету друзей, учителей и даже самих родителей «позаниматься спортом для своего здоровья».

Силу примера родителей часто используют в своей работе опытные учителя физической культуры. Например, открывают в школе секцию аэробики для мам, те начинают заниматься, видят эффект (два-три сброшенных килограмма в месяц, хорошее самочувствие, настроение) – и их дети тоже с удовольствием идут на занятия.

То же самое можно сделать и самим, для начала записавшись в тренажерный зал или в бассейн. И ребенка позвать с собой, за компанию…

Но бывает и по-другому. В спортивной семье «вдруг» растет совершенно неспортивный ребенок. Чаще всего это – следствие какого-нибудь замечания, сделанного невзначай и даже не замеченного старшими. «Ой, ты на перекладине висишь… как сосиска! – мог посмеяться над мальчиком папа. – Вот я в твои годы...» Или: «Ты не умеешь красиво двигаться, надо позаниматься гимнастикой или походить на танцы, и вот тогда...» Любые замечания сильно ранят детей, но особенно – замечания и шутки близких людей.

Такую ситуацию легче предотвратить, чем исправить. Стоит только себя поставить на место несправедливо обиженного ребенка, и становится ясно: забыть чужие слова бывает невозможно. Конечно, некоторых подобные фразы лишь побудят к действию – к тренировкам, но, поверьте, таких людей гораздо меньше, чем тех, у кого после нетактичных и грубых замечаний опускаются руки.

Какую выбрать секцию?

Каждый ребенок хотя бы однажды в жизни объявляет: «Хочу заниматься…» – и называет какой-нибудь вид спорта. В этой, на первый взгляд, простой ситуации родители поступают по-разному. Одни быстро соглашаются: «Да, конечно, будем возить тебя на тренировки». Другие строят целую систему договорных отношений: «Если хочешь заниматься – пожалуйста, но только чтобы отметки были в школе хорошие, и учти, если начнешь – тогда уж не бросай».

Пожалуй, единственно правильного решения не существует, но есть некоторые рамки, правила, позволяющие родителям избежать классических ошибок. Желание ребенка нужно поддержать, каким бы абсурдным оно ни представлялось взрослым. Конечно, это желание может оказаться неглубоким и измениться довольно скоро, и тогда взрослый человек подумает, что он просто зря потратил свои силы на поддержку.

Хочется напомнить одну расхожую фразу: «Физкультура лечит, спорт калечит». Мечты родителей о победах их чад на Олимпийских играх и чемпионатах мира часто приносят горе их детям. Может быть, решение ребенка – единственно верное на этот момент?

Грань между любительским спортом (в котором больше физической культуры, чем собственно спорта) и профессиональным (работа на износ, принесение в жертву спорту здоровья, личного счастья и др.) тонка. К победе на соревнованиях класса или школы стремится каждый. Жертвовать всем ради победы готовы единицы.

Многие возразят: «Не будем ли мы таким образом воспитывать в наших детях безответственность?» Не думаю. Безответственность, скорее, разовьется там, где к своим обязанностям безответственно относятся окружающие ребенка взрослые.

Исследования в области физической культуры показали, что для гармоничного развития человек должен позаниматься в своей жизни разными видами спорта.
Одним – на выносливость (это могут быть лыжи, плавание, бег), другим – игровым (волейбол, футбол, теннис и др.), третьим – на координацию движений (гимнастика, акробатика) и, конечно, хорошо бы еще и четвертым – чисто интеллектуальным (таким как шашки или шахматы). Каждый вид спорта дает определенные навыки, которые потом обязательно пригодятся в жизни.

С готовностью и оптимизмом

Несколько советов, которые помогут родителям серьезнее отнестись к физическому развитию ребенка

Не стоит относиться к проблемам на уроках физкультуры скептически! Проблемы могут быть гораздо глубже и серьезнее, чем кажутся на первый взгляд! Если возник конфликт, попытайтесь понять – почему. Поговорите с ребенком (наедине, спокойно!) с классным руководителем, с учителем.

В школах проводятся соревнования, в том числе и для семей, например, «Папа, мама, я – спортивная семья». Не думайте, что, отказавшись в них поучаствовать под предлогом занятости и усталости, вы не нанесете вреда своему ребенку.

Прежде чем заинтересовывать ребенка физической культурой и спортом, подумайте, все ли вы сделали, чтобы не разочаровать его в естественном стремлении быть сильным, ловким, красивым! Если поймете, что обидели, не бойтесь принести извинения: это только возвысит вас в глазах ребенка!

Обязательно приходите «поболеть» за дочку или сына, даже если они участвуют в соревнованиях своего класса. Ваш интерес к занятиям спортом – залог интереса к нему вашего ребенка!

Дети – это дети, а не «маленькие взрослые»! Детство – время проб и даже ошибок. Так растущий человек узнает мир, ищет свое место в нем. Ребенок будет заниматься в спортивной секции столько, сколько нужно его организму: поверьте своему ребенку!




Rambler's Top100